Формирование социально-коммуникативных навыков как предпосылка успешной подготовленности детей к обучению в школе

         «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»

                                                      Л.С. Выготский

 

         В современном обществе резко повысился престиж интеллекта и научного подхода к обучению детей. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, но не способность чувствовать, думать и творить самим. Кроме того, Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением, показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.  Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

         В настоящее время значительно возросли требования к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, к моменту поступления в школу они должны достигнуть определенного уровня всесторонней готовности к обучению, параметрами которой являются: определенный уровень развития психических процессов, эмоционально-мотивационная готовность, наличие произвольности поведения, сформированности коммуникативных умений.

         Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен:

·         обладать чувством собственного достоинства;

·         обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;

·         может выражать свои мысли и желания;

·         активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

·         способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

·          стараться разрешать конфликты.

         Сформированность социально-коммуникативных навыков помогает ребенку стать коммуникабельным, образованным, легко адаптироваться в социуме. Все это позволяет сделать вывод о том, что проблема развития коммуникативных навыков кажется на сегодняшний день актуальной и  говорит о необходимости выстраивания специально организованной работы по развитию коммуникативных навыков и социальных умений общения.

         Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, игра стимулирует развитие общения между детьми. Игра служит естественной формой передачи детям знаний и умений, обогащая социальный опыт.

         Дети стремятся к общению,но часто ссорятся, не могут прийти к единому мнению, для этого я провожу беседы « как лучше мириться», «какие я знаю «мирилки», «прощалки», тексты  которых с удовольствием заучиваем с детьми наизусть.

         Очень дети любят анализировать поступки сказочных героев, беседуя по прочитанной сказке, вместе с детьми придумываем и оформляем стенгазеты: « Сказки. Заветные слова в сказках.», « Слова делают чудо.»

         Очень нравится детям игра « Давайте говорить друг другу комплименты.» в конце дня мы садимся в круг на стульчики и дети сами отмечают хорошие поступки других детей, которые кто-то из ребят совершил в течение дня.

         Еще использую прием совместного рисования с детьми на темы: «Дружба», «Мои хорошие поступки», «Мой лучший друг», «Как мы живем в детском саду» и.т.д. Для этого дети разбиваются на группы по 3-5 человек,(дети могут объединяться в группы по желанию,  по номерам, по одинаковым  картинкам, которые  дети вытягивают по типу жеребьевки) каждая группа получает ватман, дети сами выбирают чем они будут рисовать: это могут быть краски, карандаши, мелки или гуашь.

         В работе с детьми я использую разные методические приемы развития коммуникативных навыков, например совместно с  детьми разрабатываем «Правила группы». Соблюдение которых позволяет создавать и поддерживать мирные, дружеские отношения между всеми членами группы. Помимо этого в течение дня в группе используется «Экран настроения», где каждый ребенок определяет свое насроение, таким образом  можно определить эмоциональное состояние каждого ребенка и совместно с детьми стараемся находить способы помощи тем детям, которые испытывают негативные эмоциональные состояния: включение в общую игру, тактильное поглаживание, высказывание добрых слов («шкатулка добрых слов»).

         В качестве основных методов и приемов, направленных на развитие коммуникативной сферы, на занятиях и в повседневной деятельности я использую:

         - коммуникативные игры-упражнения(на развитие умения сотрудничать;на умение активно слушать, на умение перерабатывать информацию, на умение входить в контакт, вести диалог; на развитие навыков взаимодействия в группе) Например, предлагаю разбиться на пары и оживить кукольного персонажа.  Дети договариваются между собой, кто из них будет оживлять голову, а кто руки или ноги, потом я читаю стихотворение или включаю песенку, а дети выполнят движения.

         - очень нравится детям игра «лесной карнавал».Вместе с детьми мы отправляемся в волшебный лес, где проходит необычный карнавал, где все звери пришли в масках других животных, узнать их можно только по движениям и повадкам, потом дети по желанию выбирают картинку животного в которого хотели бы превратиться и изображают его ,а остальные дети отгадывают.

         - игры на телесный контакт, например, детям очень нравятся такие игры, как «Обнимашки», «погладим друг друга по голове»

         -игры-хороводы, например игра «Кто у нас хороший.», которая я думаю многим из вас знакома.

         - игры-драматизации (способствуют развитию речевой активности, дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения); дети ,объединяясь в группы, с удовольствием показывают мини спектакли  по мотивам знакомых сказок с помощью разных видов театров друг другу.

         - этюды (на развитие навыков невербального общения), например, дети под музыку индивидуально или объединяясь с помощью мимики и жестов изображают заданный объект (бабочек, снежинок, осенние листья и др.)

         -  разыгрывание и решение проблемных ситуаций (например: «Ребята играют в интересную игру. Попроси принять тебя в игру»); В ходе таких проблемных ситуаций дети учатся взаимодействовать друг с другом

         Также я использую:

         - Игры для развития умений вести себя в конфликтной ситуации: анализируем с детьми разнообразные ситуации-общения «Ты обидел своего друга. Попробуй попросить прощения», «Ребята не хотят принимать тебя в игру, как ты поступишь», «Два мальчика поссорились, как их помирить». В процессе этих игр дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

 

         Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.

Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников

Note: Please fill out the fields marked with an asterisk.

Онлайн радио
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100

количество посещений сайта

статистика посещений сайта