Восприятие художественной литературы, как средство духовно-нравственного воспитания детей

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема духовно- нравственного воспитания детей, которое определенно рассматривается, как нравственные ценности: добро, любовь к близким, красота, справедливость, честность, щедрость, смелость.

В современном дошкольном образовании духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассматривают, как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать поступки детей.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому  именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований.

В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Первейшая задача заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать общественной ценностью. 

Чувства человеку позволяют испытать удовлетворение после совершения нравственного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз закладывается в детстве, и наша задача помочь нашим детям. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемые. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественной произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.  

Поэтому я считаю, что идеальным средством формирования духовно-нравственных основ личности детей  является художественная литература.

В духовно-нравственном воспитании произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувства ребёнка. Они в яркой, эмоционально – насыщенной форме влияют на детей, вызывая самые разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев или раскрываются лучшие черты и качества человека и осуждаются отрицательные поступки и явления – всё это делает «книжное путешествие» к истокам нравственности интересным. И находит живой отклик у детей, способствуя образованию у них нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.

Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. Когда мы читаем их произведения дети, например, хотят быть похожими на Вовку из цикла стихов А. Барто «Вовка - добрая душа», понимают смысл «волшебных слов» из рассказа В.Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой из рассказа  «Живая шляпа» Н. Носова. И, конечно же, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком «На горке» Н.Носова, и не хотят быть похожими на неряшливую Федору героиню сказки «Федорино горе» К.Чуковского). 

Во всех возрастных группах я создаю условия для усвоения нравственных ценностей. Для этого использую активные формы и методы. 1) Например, совместное оформление выставок книг «Что такое доброта». Где дети вместе с мамами, папами, подбирают книги о добрых поступках, а также оформляем копилку пословиц и поговорок о добре. А при оформлении выставки, посвященной 70-летию победы в Великой Отечественной войне с большим удовольствием участвовали почти все дети. Они с гордостью рассказывали о своих прадедушках и прабабушка.

Темы выставок могут быть разными. В младшем дошкольном возрасте «Народные детские песенки стран мира», «Народная сказка», «Книжки – игрушки», «Книжка – панорама с движущимися фигурками»; В старшем дошкольном возрасте – выставка произведений, которые были положены в основу мультфильмов, любимых детьми «Доктор Айболит», 

«Красная Шапочка». А также выставки, посвященные творчеству отдельных писателей, отдельным жанром. В книжном уголке помещаю помимо книг портреты писателей, иллюстраторов детской книги, разнообразные иллюстрации: «Уроки вежливости»; «Уроки доброты», «Права ребёнка». А также рисунки детей: «Моя любимая сказка», «Мой любимый герой». По материалам книжного уголка проводим викторины  «Мудрость народа», «Сказочная ярмарка».

2) Следующая форма: творческие занятия. На таких занятиях дети сами с удовольствием придумывают сказки о добре, честности, справедливости. Записываем эти сказки и потом оформляем книги, где сами дети становятся авторами и художниками. Сочиняем мы не только сказки, но и рассказы, стихи и небылицы.. 

3) Инсценирование – эту форму работы применяю как повторное чтение знакомого произведения. Рссказывание произведения сопровождаю действиями с игрушками «Маша и медведь»; кукольный театр и теневой «Колобок», «Варежка», «Репка», «Теремок»; настольный театр: «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», а также передвижение фигурок на фланелеграфе, иногда демонстрируются мультфильмы.  Инсценирование (как спектакль) произведений литературы детьми вызывает восторг не только у детей , но и у взрослых. На свои спектакли мы приглашали детей младшего возраста и родителей. 

4) Для формирования  нравственных представлений проводила занятие – игра в библиотеку,это занятия на которых дети учатся как вести себя в библиотеке, обращаться с книгами, уважать других. На формирование нравственных качеств, позволяющих лучше чувствовать других, сочувствовать и переживать: «Дружба начинается с улыбки», «Комплементы», «Подарки». 

5) В моей группе созданы свои традиции: «Утро радостных встреч», что способствует эмоциональному настроению детей. «Театрализованная пятница», это день когда дети могут одевать костюмы героев, придумывать новые костюмы героев, с удовольствием устраивают спектакли и концерты. «Литературная гостиная»- в литературной гостиной участвуют не только дети, но и все родители, включая бабушек и дедушек, здесь мы тоже придумываем темы: Например, сказки наших бабушек, где даже наши бабушки с удовольствием вспоминают сказки которые им рассказывали. В следующий раз мы с детьми устраиваем праздник стихов. Проходят литературные гостиные в дружественной атмосфере, за чашкой чая. Как показывает опыт проведение таких форм работы способствует не только формированию духовно-нравственных качеств , но и развивает творческие способности детей. 

Работа с семьёй по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста – важная и сложная сторона деятельности. Она направлена на решение следующих задач: - установление единства в воспитании детей; - педагогическое просвещение родителей; - изучение передового опыта семейного воспитания; - ознакомление родителей с жизнью группы и значимостью нравственного воспитания. Как показывает практика, родители с удовольствием принимают активное участие в жизни группы. Для родителей я провела родительские собрания «Особенности восприятия художественной литературы у дошкольников», «Азы нравственности»; Консультации: «Родителям о воспитании», «Круг детского чтения. Принципы его формирования». Беседы «Растим любознательных», «Как надо растить ребёнка». Привлекаю родителей к мероприятиям способствующих совместной деятельности детей и взрослых: - оформление выставок в группе «Дары осени», «Мой гербарий», «Новогодние игрушки» К составлению альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Как я провёл лето».

Таким образом,  приобщая детей к восприятию художественной литературы, мы развиваем ценные качества ребенка, что способствует их позитивной социализации в мире людей. Процесс позитивной социализации не возможен без формирования основ нравственных ценностей и качеств: если не научить ребенка различать что хорошо, а что плохо; добро и зло; смелость и трусость и т.д. то что нас ждет в будущем?

 

Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников

Note: Please fill out the fields marked with an asterisk.

Онлайн радио
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100

количество посещений сайта

статистика посещений сайта