Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания.
Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.
Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах ДОУ.
В связи с этим перед нами встаёт задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отзываться на чужие переживания, т.е. стать социально-эмоционально компетентным.
Наиболее эффективным методом развития эмоций у детей является игровая терапия. Игра не меняет, не переделывает ребёнка, не учит его специальным поведенческим навыкам, а просто даёт возможность прожить в игре ситуации, которые пугают, волнуют ребёнка.
Игра строится на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами. В такие игры можно играть и в детском саду и в домашних условиях, во время досуга, а также эти игры помогают в адаптации детей к дошкольному учреждению.
- Игра «Комплименты» (объединение) - всем участникам игры предлагается по очереди говорить приятное друг другу. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.
- Игра «Упрямый капризный ребёнок».(преодоление упрямства и негатевизма). Дети входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребёнка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее…» Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребёнок»: ребёнок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребёнка и уговаривающего родителя.
- Игра «Минута шалости» (психологическая разгрузка) Ведущий по сигналу (удар в бубен…) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется- прыгает,бегает, кувыркается…. Повторный сигнал ведущего через 1-2 минуты объявляется конец шалостям.
- Игра «Расскажи свой страх и победи его». Расскажи чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Предложить нарисовать свой страх и затем ножницами разрезать его на мелкие кусочки. Когда «страх» рассыплется на кусочки, его теперь собрать невозможно. Заверните эти кусочки в бумагу и выбросьте в мусорное ведро .Он вам не нужен, его увезут, сожгут вместе с мусором и больше его никогда не будет.
Словесная игра «Такие разные, разные сказки». - развивает умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть, Воспитатель читает отрывок из сказки « Курочка - ряба» (мышка бежала –хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут.) - дети выражают мимикой печаль.
Читает отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»(козлятки отворили дверь, волк кинулся в избу)-дети выражают мимикой испуг.
Читает отрывок из сказки «Гуси-лебеди» (и они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев привезли)- дети выражают радость.
Читает отрывок из сказки «Репка» (тянут- потянут, вытянули репку.)-дети выражают восторг…..
Читает отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Алёнушка обвязала его щёлковым поясом и повела с собой, а сама-то плачет, горько плачет.)- дети выражают печаль.
Играя в эту игру, сказки можно подбирать в соответствии с возрастом.
Игра «Упрямая подушка» (снятие агрессии, упрямства) Взрослые подготавливают «волшебную упрямую подушку» и вводят ребёнка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри неё живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки.» Ребёнок бьёт кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «сильнее, сильнее.» Когда движения ребёнка становятся медленнее, игра останавливается. Взрослый предлагает послушать « упрямки» в подушке: «Все ли они вылезли и что они делают?» Наверное упрямки испугались и молчат в подушке.
Эти игры способствуют развитию у детей мимики, жестов, учат быть доброжелательными, терпимыми к себе и окружающим их взрослым и сверстникам. Родителей же побуждают проявлять заботу об эмоциональном благополучии ребёнка.