Автор: Соколова Н.В., воспитатель
МКДОУ детского сада «Малышка»
г. Яранска Кировской области
В аспекте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования овладение способами конструктивного взаимодействия со сверстниками, детьми других возрастов и взрослыми является одним из важных условий позитивной социализации дошкольников.
Наблюдая за детьми в процессе совместной и самостоятельной игровой деятельности, заметила, что они стремятся к взаимодействию, но часто не могут установить контакт с другими детьми, договориться о совместных действиях.
Результативность создания условий для социализации зависит от выбранных форм и методов, интересов и потребностей ребёнка, деятельности, в которой он участвует. Отечественные психологи (А.В.Запорожец, С.А. Козлова, В.А. Петровский) отмечают, что ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние. В связи с этим, огромными образовательными возможностями обладает театрализованная игровая деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к культуре. Участвуя в этом виде деятельности, ребенок познает мир умом и сердцем, учится доброте, уважению, конструктивным способам взаимодействия со сверстниками, детьми других возрастов и взрослыми, познает радость, связанную с преодолением неуверенности в себе, достижением положительных результатов совместной деятельности. Основные формы театрализованной деятельности детей дошкольного возраста – театрализованная игра, которая по классификации С.Л.Новоселовой является одним из видов сюжетных (творческих) игр, и театрализованное представление.
Анализ методического обеспечения организации совместной театрализованной деятельности в детском саду (Н.Ф. Сорокина, Л.В.Артемова и др.) и опыта работы педагогов по данному направлению в аспекте ФГОС дошкольного образования позволил выявить следующие противоречия:
· между необходимостью развития и поддержки инициативы и самостоятельности детей в совместной театрализованной деятельности и учебной моделью ее организации;
· между желанием педагогов создавать условия для активного взаимодействия детей со сверстниками, детьми других возрастов и взрослых и недостатком практического опыта и методического обеспечения, соответствующих современным требованиям.
Изучив способы организации взаимодействия детей и взрослых в разных видах совместной деятельности, определила ведущие идеи опыта:
· идея воспитания детей средствами театрального искусства и организации интерактивного театра Н.И.Сац [1];
· идея организации свободной театрализованной игры как формы взаимовоспитывающего позитивного общения, активной совместной деятельности детей и взрослых Н.Ф.Губановой [2];
· идеи организации культурных практик разных форм как способа самореализации ребенка в ходе взаимодействия с детьми и взрослыми Н.Б.Крыловой [3], Е.В.Араслановой и специалистов «Института развития образования Кировской области» [4].
Новизна данного опыта заключается в разработке и применении активных методов и приемов организации взаимодействия детей и взрослых в ходе подготовки и участия в совместной театрализованной игровой деятельности как культурной практике.
Модель опыта включает три блока задач: задачи 1 блока связаны с формированием умений, способствующих позитивной социализации дошкольника, его успешному взаимодействию со взрослыми и сверстниками; 2 блок включает задачи развития средств выразительности, творческих умений, основ театральной культуры детей; 3 блок задач направлен на педагогическую поддержку родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах социализации детей средствами театрализованной игры.
Организация совместной театрализованной игровой деятельности как культурной практики «Играем в театр» включает три этапа:
1. Планирование.
Цель: заинтересовать детей предстоящей театрализованной игровой деятельностью, организовать их активное участие в совместном планировании её подготовки и проведения.
Данный этап включает следующие структурные элементы:
· сюрпризный момент, соответствующий теме предстоящей совместной деятельности;
· совместное определение целей деятельности детьми и взрослыми;
· планирование совместных дел, необходимых для подготовки и проведения театрализованных игр и представлений.
На данном этапе совместно с музыкальным руководителем привлекаю детей старшего дошкольного возраста, их родителей к обсуждению сценария итогового мероприятия (театрализованной игры или представления).
2. Реализация намеченных дел.
Цель: создать условия для проявления детьми инициативы и самостоятельности, творческой активности в ходе разных видов самостоятельной и совместной деятельности.
На данном этапе поощряю активное участие детей в разных видах самостоятельной и совместной с педагогами, родителями деятельности, в ходе которых дети могут вносить необходимые коррективы, оценивают, что получилось или не получилось и с учетом этого могут изменять намеченный план.
3. Итоговое мероприятие (как правило, это театрализованная игра, представление или праздник).
Цель: создать условия для активного взаимодействия детей и взрослых входе театрализованной деятельности.
На этом этапе дети могут оценить результаты общего дела, выразить свое эмоциональное отношение.
В ходе культурной практики использую активные формы совместной деятельности детей и взрослых (педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников): творческая мастерская, театрализованная игра, выставки и конкурсы детского и семейного творчества и другие), активные формы поддержки родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах развития, воспитания и социализации детей (практикум, семейная встреча, «уроки театральной азбуки» и другие). Их содержание определяю на основе комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса для каждой возрастной группы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и потребностей детей и в соответствии с основной образовательной программой учреждения.
На каждом этапе культурной практики «Играем в театр» использую игровые методы и приёмы, позволяющие заинтересовать детей и эффективно организовать взаимодействие их с педагогом и сверстниками, что является важным условием достижения поставленных задач.
Любая совместная театрализованная деятельность начинается с сюрпризного момента: внесения необычного предмета, книги или игрушки, письма от детей другой группы. Это помогает привлечь внимание и заинтересовать детей, мотивировать их к участию в совместном деле.
С этой же целью использую чтение художественного произведения или рассказывание придуманной мною истории с ярким динамичным сюжетом. Детям 2-4 лет читаю потешки, небольшие стихи и сказки. С возрастом произведения усложняются, увеличивается их объем.
Чтобы заинтересовать малышей новым произведением, использую прием «Рассказывание от лица игрушки», которая может прийти к ним в гости не только перед чтением нового произведения, но и утром. Затем дети целый день играют с ней и с удовольствием включаются в совместные театрализованные игры в течение дня.
Для детей 5-7 лет с этой же целью придумала прием «Волшебное зеркало»: стала наряжаться одним из сказочных героев и рассказывать от его лица. При этом детям предлагаю сесть перед большим зеркалом, чтобы увидеть необычного гостя, который там появится, с помощью интонации создавая атмосферу волшебства. Так как я постоянно меняю образы, дети с нетерпением ждут встречи с новыми произведениями и героями.
Использование подобных игровых приемов помогает не только заинтересовать детей, но и способствует формированию у них эмоциональной отзывчивости и любознательности.
Созданию условий для совместного определения целей деятельности и планирования совместных дел, необходимых для подготовки и проведения театрализованных игр и представлений способствует организация Детского совета. Дети сами выбирают удобное место для совместного обсуждения (чаще всего на ковре). Результатом этой деятельности является составление и заполнение плана-таблицы совместных дел и детских идей.
Для того, чтобы даже не читающие дети могли «прочитать» план-таблицу, предлагаю им придумать схематичные изображения своих идей; а чтобы отличить предложения детей, педагогов и родителей мы «записываем» их на цветных листочках.
Создать условия для проявления детьми инициативы и самостоятельности, творческой активности, развития конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми на втором этапе культурной практики помогает организация таких форм совместной деятельности как творческая мастерская, выставки и конкурсы (например, конкурс театральных кукол, конкурс на лучшее исполнение роли и другие).
Важная роль в достижении целей данного этапа принадлежит театрализованным играм и игровым приемам, позволяющим использовать групповые формы организации детей.
Например, игра «Оживление». Ее цели - развитие у детей творческой активности, умения договариваться о совместных действиях, двигательной координации. Предлагаю «оживить» одного кукольного персонажа паре детей. Дети сами решают, кто из них оживляет голову куклы, а кто ноги. А также, какие движения они будут выполнять.
Очень любят дети игру «Зеркальце». Цель игры - развитие умения понимать чувства других людей, выразительности мимики. В игре участвуют два ребенка. Они встают лицом друг к другу, один берет рамочку. Он – Зеркало. А тот, кто смотрит в зеркало, говорит слова «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду покажи: какое у меня настроение?». И зеркало повторяет настроение того, кто в него смотрится. Затем дети меняются местами.
Эффективным приемом для развития умений дошкольников взаимодействовать со сверстниками и педагогом, формирования речевой выразительности и творчества является «Озвучивание интерактивной сказки». Для его проведения использую интерактивную доску или моноблок.
Новым открытием для меня стал интерактивный театр, где зрители являются непосредственными участниками и творцами театрального действия. Идею его использования я позаимствовала у основателя Детского Музыкального театра Натальи Ильиничны Сац.
Организация театрализованной игры как интерактивного театра позволяет вовлечь всех детей группы в совместную деятельность. А также организовать взаимодействие детей не только со сверстниками, но и с детьми любых возрастов. Например, когда 6-летние дети показывали сказку «Три поросенка» детям средней группы, зрители (дети 4 лет) стали участниками некоторых фрагментов представления (помогали поросятам строить дома, изображали шум ветра и качающиеся деревья…).
Чтобы поддержать интерес детей к знакомым дидактическим играм, которые использую в ходе непосредственно образовательной деятельности, и повысить их эффективность, я просто изменяю знакомую всем игру, добавив театрализованный прием.
Так игру «Одень куклу» с детьми 2-4 лет провожу следующим образом: по подсказке детей надеваю необходимый предмет одежды на куклу, а «моим маленьким куколкам» - детям предлагаю изобразить, как они наденут эту вещь на себя. А при проведении игры «Исправь ошибку» предлагаю детям старшего дошкольного возраста не только расставить в правильной последовательности героев сказки или сюжетные картинки, но и «оживить» их.
При знакомстве с новыми предметами использую игру «Оживи предмет». Мы садимся на коврике в круг, перед каждым ребенком лежит предмет. Например, пара перчаток. Предлагаю надеть перчатки и «Оживить их»: придумать танец перчаток под музыку.
Во время чтения художественной литературы предлагаю детям «Оживить сюжетную картинку», изобразив действия героев знакомого произведения. При этом для детей 3-4 лет использую картинки с одним героем, которого каждый ребёнок изображает самостоятельно, а для детей 5-7 лет – с более сложным сюжетом и несколькими героями. Такие картинки дети «оживляют», разделившись на подгруппы. В этом случае применяю элемент соревнования (у кого получится выразительнее, или смешнее..)
Важное значение для развития самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников имеет развивающая предметно-пространственная среда, которую пополняю в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
В группе оборудовала театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может поиграть один с театральной куклой.
Большой интерес у детей 5-7 лет вызывает самостоятельная деятельность в «Театральной гримёрной», где они с помощью детской косметики, цветных мелков учатся наносить грим.
Многие интересные вещи (волшебную палочку, сапоги-скороходы, шапку-невидимку…) дети находят в «Музее волшебных предметов».
А «Музей предметов старины» помогает мотивировать их на игровую и познавательную деятельность.
Чтобы обеспечить каждому ребёнку свободу выбора, в театральном уголке размещаю разные виды кукольного театра с учетом рекомендаций образовательной программы учреждения: пальчиковый, варежковый, би-ба-бо, несколько видов настольного театра, в том числе лего-театр, театр оригами, театр тактильных ощущений, и другие. Многие из них созданы совместно с детьми и родителями на творческих мастерских, а также родителями и детьми в ходе подготовки к выставкам семейного творчества детского сада и группы.
Идеи создания необычных театров мне часто подсказывают дети. Например, после посещения циркового представления у нас появился театр воздушных шаров.
С учетом особенностей и потребностей детей эффективно использую и предметную среду участка группы, предлагая детям обыгрывать сюжеты знакомых сказок. Например, под «Пальмой с мартышкой» может сидеть Доктор Айболит, к Пчелке Майе прилетают в гости её друзья-пчелки. А Паровозик в любой момент может увезти нас в Ромашково.
Такая предметно-развивающая среда является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования и самореализации. Большую помощь в её создании оказывают родители.
Вовлечению родителей в образовательный процесс способствуют активные формы взаимодействия с ними: семейные встречи и гостиные, совместные творческие дела, реализация проектов, практикумы, игры. На таких встречах родители учатся прислушиваться к детям, их чувствам и потребностям, взаимодействовать с ними и друг с другом.
В соответствии с основными блоками задач, эффективность данного опыта подтверждают следующие результаты:
· положительная динамика развития общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, инициативы и самостоятельности дошкольников;
· положительная динамика развития средств выразительности, творческих умений, основ театральной культуры детей;
· дети являются победителями и призерами творческих конкурсов районного уровня (конкурса чтецов, «Литературной ярмарки «Вместе с книгой мы растем», фестивалей детского творчества «Яранские звездочки» и «Рождественский коктейль», конкурса «Зеленый огонек» в номинации «Видео-открытка»), областного конкурса «Загляни в сказку»; активными участниками концертных программ;
· 82% выпускников успешно учатся в школе искусств, активно посещают театральный кружок Дома детского творчества.
В современных условиях мой опыт актуален и эффективен, так как способствует комплексному решению образовательных задач в процессе взаимодействия взрослых и детей в игровой деятельности. Он может быть использован педагогами дошкольных учреждений любого вида.
Введите в мир театра малыша,
Узнает он, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.
Список литературы
1. Викторов, В. Наталия Сац и детский музыкальный театр. - М.: Композитор, 1993.
2. Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. – М.: ВАКО, 2007.
3. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б.Крылова. – М.: Народное образование, 2000.
4. Детские культурные практики в образовательной деятельности ДОО: учебно-методическое пособие / авт. Е.В. Арасланова, Е.С. Ефремова, Л.И. Жербанова и др., КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров, 2016.