Организация экспериментальной деятельности дошкольников

Детское экспериментирование -  как средство интеллектуального развития дошкольников.

 

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Детское экспериментирование – основная особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Теоретической базой этой работы являются исследования Н.Н. Поддъякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддъяков, 1995).

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется.

Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый  - активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он самостоятельно строит свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т.д.

Второй – организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

  • Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • Предлагает возможные решения;
  • Проверяет эти возможные решения, исходя из данных:
  • Делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • Применяет выводы к новым данным;
  • Делает обобщения.

М.В. Кларин приводит представления зарубежных дидактов о трех уровнях исследовательского обучения:

  • На первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно;
  • На втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск);
  • На высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельности.

 

Диагностика

 (определение уровней сформированности экспериментирования)

 

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельности

 

 

Уровни

Отношение к экспериментальной  деятельности

Целепологание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему.

Активно высказывает предположения.

Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

 Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности Доводит дело до конца.

Формулирует  в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Низкий

 

 

 

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя их качеств и свойств. Проявляет настойчивый интерес в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать  вывды самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)

 

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

1 – игровая;

2 – чтение книг;

3-изобразительная;

4-детсккое экспериментирование;

5- труд в Уголке природы;

:-конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.

 

Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий - 1 бал.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

 

Результаты оформляют в таблицу:

 

Ф.И. ребенка или шифр

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова)

Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.

Детям предлагается схематическое изображение Уголка экспериментирования с различными материалами и предметами (в соответствии с требованиями программы).

Ребенку предлагается осуществить 3 выбора:

«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».

После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

 

Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий - 1 бал.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

 

Результаты оформляют в таблицу:

 

Ф.И. ребенка или шифр

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Радости и огорчения» (Цветкова И.В.)

 

Методика помогает выявить место исследовательской  деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников.

После организованного познавательного занятия с элементами экспериментирования ребенка спрашивают:

-Что тебе больше всего порадовало во время занятия?

-Что тебя больше всего огорчило во время занятия?

Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоциях ребенка:

 

-Когда во время занятия ты сильнее всего чувствовал радость?

-Когда во время занятия ты особенно огорчился?

Анализ ответов фиксируется в схеме:

 

Фамилия, имя

Радости и огорчения

Связанные с самим собой

Связанные с другими людьми, общением

Познавательного характера, связанные с исследовательской деятельностью

С процессом

 С результатом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: использовать методику после занятия нежелательно, т.к. полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от занятия. Более объективным  богатым будет тот материал, который основан на анализе нескольких занятий.

 

Дидактическая проективная методика «Сахар»

Цель: выявить умение детей анализировать объект или явление, выделить существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты (предоставления о свойствах веществ растворяться в воде и изменять ее вкусовые качества), умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.

Детям предлагается следующая ситуация: «Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила туда два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел мой сахар?»

Вопросы:

-Кто взял сахар?

-Куда делся сахар?

Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить (был ли сахар)?».

Проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты экспресс-диагностики фиксируются в таблице:

Фамилия, имя или шифр ребенка

Качественный анализ ответов

Полный ответ с аргументацией

Правильный ответ без аргументации

Ответ с ошибкой

Отсутствие ответа

 

 

 

 

 

Количественный анализ ответов

 

количество

%

Правильный ответ

 

 

Способ проверки

 

 

Нет ответа

 

 

Анкета для родителей

 

Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

 

  1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
  2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
  3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (Часто, редко, всегда, никогда.)
  4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
  5. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?

 

Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников

Note: Please fill out the fields marked with an asterisk.

Онлайн радио
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100

количество посещений сайта

статистика посещений сайта