Развитие творчества дошкольников в театрализованной игре

 

 

                                                                                                                      Дети должны жить в мире красоты,

                                                                                                                      игры, сказки, музыки, рисунка,

                                                                                                                      фантазии и творчества.

                                                                                                                      В.А.Сухомлинский

 

Одной из важных задач дошкольного образования, определенных Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, является развитие творчества детей.

Для этого создаю условия, при которых каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в привычной среде, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством творческого самовыражения и самореализации ребенка. А также способствует развитию его творческих умений, побуждает к созданию новых образов. Это та форма организации детской деятельности, где неразрывно связаны игра, развитие и воспитание.

Театрализованные игры в работе с детьми использую, начиная с раннего возраста. В группе для малышей создаю мини-театр, подбираю различные виды театров: театр рукавичек, пальчиковый, театр игрушек и фланелеграф.

Двухлетние малыши надевают на руку рукавицу с изображением мордочки кошки, собаки или козленка и подражают их голосам, движениям. Во время двигательной деятельности с удовольствием прыгают «как зайчики», крадутся «как кошка за мышкой».

А прочитанные нами стихи Агнии Барто превращаются в игры-драматизации, где все дети - актеры. Представьте, как трудно двухлетнему малышу изобразить бычка, который идет по доске, а она «качается». Но малыши старательно «боятся»: поджимают руки, закрывают «от страха» глаза.

Часто разыгрываю перед детьми небольшие кукольные спектакли и инсценировки. Встреча с театральной куклой помогает ребятишкам эмоционально расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Чтобы вызвать у них интерес к театральной кукле, предлагаю рассмотреть ее и «оживить». Так незаметно для себя малыши включаются в театрализованные игры.

Начиная со второй младшей группы, последовательно знакомлю детей с различными видами кукольных театров: с 3 лет – пальчиковый, би-ба-бо, настольный; с 5 лет – теневой.

 У нас сложилась традиция: на каждый праздник совместно с музыкальным руководителем и родителями мы с детьми готовим замечательные представления.

Дети старшего дошкольного возраста более активно участвуют в подготовке театрального представления. Они обсуждают и распределяют роли, придумывают костюмы и декорации. При этом учатся правильно оценивать свои возможности, овладевают способами общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Я делаю так, чтобы ни один ребенок не остался в стороне от этого коллективного творческого дела, и чтобы каждый чувствовал себя нужным и значимым.

Вовлечь детей в театрализованную игру не сложно. Дети любого возраста любят играть, игра – часть их жизни. Любая сюжетно-ролевая игра это, по сути, спектакль, просто он проходит обыденно, не на показ, не для зрителей, а просто так. Кроме того, маленькие дети – замечательные актеры. Они очень любят наряжаться, изображать каких-то сказочных героев, суперменов и героев мультфильмов.

Что такое детский спектакль? Игра. Это особая, праздничная игра, которую мы, взрослые, помогаем ребенку организовать, украсить, придать ей особый вид сказочного действия, и играем мы в эту игру вместе.

Использование театрализованной игры помогает мне более эффективно организовать разные виды непосредственно образовательной деятельности с детьми. Например, знакомя детей со способами деления предметов на равные части, вместо того, чтобы тратить много времени на их объяснение,  предлагаю просто разыграть сценку деления сыра лисой из сказки «Два жадных медвежонка», и результат будет гораздо эффективнее, а представления и умения детей прочнее.

Так же я использую прием олицетворения математических знаков, которые являются жителями разных городов математической страны (Цифры, Сложение, Вычитание, Точка…). Необычные сказочные сюжеты помогают заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них, заставляет их приложить максимум усилий для выполнения игровых заданий. Кроме того, они видят, для чего нужно выполнить это задание и каков будет результат. Например, подобрать ключик правильной формы, чтобы открыть сундук и помочь Буратино. Подобные задания способствуют  интеграции нескольких образовательных областей.

С помощью театрализованных игр создаю условия для развития речевого творчества. А также выразительности речи, которая развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у детей 3-4 лет к интонационной речевой у детей средней группы (4-5 лет) и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

В основе совместной игровой деятельности с детьми лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Что в результате способствует выявлению, развитию и реализации творческого потенциала детей.

 

Список литературы

1. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. – М.: АРКТИ, 2002.

2. Сорокина, Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра [Текст] / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. –  М.: Айрис-пресс, 2007.

 

 

Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников

Note: Please fill out the fields marked with an asterisk.

Онлайн радио
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100

количество посещений сайта

статистика посещений сайта